В конце 60-х прошлого века на экраны кинотеатров США выходит низкобюджетный фильм Easy Rider – Беспечный Ездок, который дал начало новому типу фильмов – так называемым road movie, где главные герои колесят просторы Америки в поисках душевного умиротворения или стремятся найти свою мечту. Примечательным остается факт, что Беспечный Ездок вышел на экраны в США, успев заработать несколько призов на неамериканских кинофестивалях. Несмотря на низкий бюджет фильма и отсутствие рекламы в сегодняшнем понятии, фильм собрал более 19 миллионов долларов (около 100 миллионов сегодняшних долларов с учетом инфляции).
По-моему, этот фильм был обречен на успех из-за его новизны, драматичности и правдивости. Кроме того, фильм вышел на экраны в сложный для США период – страна была в шоке после убийства Кеннеди, экономика была на грани срыва, в мире бушевало несколько войн. С социальной точки зрения, страна разделилась на два лагеря – молодежные хиппи-движения, ищущие себя, ищущие цель бытия путем отрицания существующего строя, ищущие зерно знания в себе, отказываясь принять нормы и правила общества; и противники такой свободы. Атрибутами хиппи была их внешность – длинные волосы, поселения-коммуны, свобода отношений между полами, т.д. Консервативной Америке такие взгляды на существование не только не нравились, она их боялась до умопомрачения. В такой момент появился Easy Rider – олицетворение трагичности поиска свободы в Америке, окутанной мглой предрассудков.
По сюжету фильма два мотоциклиста-хиппи в прекрасном исполнении Питера Фонда (это, кстати, брат известной Джейн Фонда) и Денниса Хоппера, направляются в Новый Орлеан, пересекая Америку. На своем пути Captain America (Питер Фонда) и Billy (Деннис Хоппер) встречают разнообразных людей – от фермера до хиппи, который „подкидывает” героям пару таблеток LSD на пробу, от юриста-пьяницы (в исполнении Джека Николсона) до жестоких жителей небольшого городка одного из южных штатов, которым их вид хиппи до того ненавистен, что они готовы совершить преступление, от мексиканских наркоторговцев до полицейских, которые арестовывают героев за участие в параде „без пропуска”. Логическим заключением фильма является трагическая смерть героев от пули фермера-недоумка, который решил, что он освобождает Америку от „длинноволосой” напасти.
Появление Джека Николсона в фильме, хоть оно и не долгое, оказывается аппетитной философской начинкой фильма. Юрист по профессии и любитель выпить, Джордж Хенсон (герой Николсона) – человек, пустившийся в дорогу с двумя незнакомыми хиппи, трезво оценивает ситуацию, сложившуюся в Америке в конце 60-х (а может и не только!). Следующий диалог между ним и Билли является, по-моему, главной идеей фильма:
You know...
...this used to be
a hell of a good country (1).
I can't understand
what's gone wrong (2) with it.
Everybody got chicken (3), that's what.
We can't even get into
a second-rate hotel (4).
I mean, a second-rate motel, you dig (5)?
They think we'd cut their throat.
They're scared (6).
They're not scared of you.
They're scared of
what you represent (7) to them.
All we represent to them
is somebody who needs a haircut (8).
Oh, no.
What you represent to them...
...is freedom.
Freedom's what it's all about.
Oh yeah, that's right.
That's what it's all about.
But talking about it and being it...
...that's two different things.
It's real hard to be free...
...when you are bought and sold
in the marketplace.
Don't tell anybody that they're not
free, because they'll get busy...
...killing and maiming (9)
to prove to you that they are.
They're going to talk to you
and talk to you...
...about individual freedom.
But they see a free individual (10),
it's going to scare them.
Well, it don't make them
running scared.
It makes them dangerous .
Данный диалог стоит подробного разбора, так как он содержит в себе намек на разницу между индивидуальной свободой и свободным индивидуумом (см. (10)):
(1) a hell of … - соответствует русскому эмфатическому выражению “чертовски”. В нашем диалоге: a hell of a good country - чертовски чудесная страна. Данное выражение более чем разговорное. Оно не подходит для официальных речей, но будет уместным в разговоре старых друзей.
(2) to go wrong – сбиваться с пути; не получаться.
(3) to get chicken –сленг: струсить; испугаться. Пример: если вы услышите, как мальчик кричит другому chicken, когда второй боится перепрыгнуть через небольшую лужу – это будет, скорее, „трус”, а не „цыпленок”.
(4)second-rate hotel – второсортный мотель. Намек на то, что героев фильма пустили в мотель из-за их вида, и им пришлось спать под открытым небом.
(5) you dig? – ты врубаешься? = понимаешь?
(6) to be scared of smb. – бояться кого-либо.
(7) to represent – представлять собой.
(8) haircut, n – прическа, стрижка.
(9) to maim – калечить.
(10) Коронная фраза фильма – „Они будут говорить тебе об индивидуальной свободе. Но увидев свободного индивидуума, они перепугаются. Страх же не заставит их бежать без оглядки – он их опасно ожесточит.”
Последняя фраза диалога не только подытоживает тщетность борьбы с системой, она также становится пророческой – герой Николсона умирает той же ночью после удара мачете одного из жителей городка, которых разъярил вид этой тройки хиппи.
Беспечный Ездок давно вошел в разряд классических американских фильмов, и прочно занял место в сотне лучших фильмов, снятых в США за все время. Мне фильм понравился и вам советую.
Еще на тему:
США в песне Love Generation
Учителям посвящается
Посты на по ярлыку "Смотрим-Слушаем-Запоминаем"
This is a good blog. Keep up all the work. I too love blogging and expressing my opinions. Thanks
ОтветитьУдалить