1 нояб. 2008 г.

Пограничные выражения

Я не раз повторял, что язык представляет собой не просто набор слов, которыми мы оперируем и собираем в речевые отрезки или даже фигуры типа конструктора или мозаики. Язык – это инструмент для выражения мыслей, описывающих определенные жизненные ситуации. Так как человек существо, которое мыслит категориями, эти категории выражаются в языке комбинациями слов, создающими определенную картину реальности. Выражаясь более простым языком, могу сказать, что живой и могучий язык – не только русский, но и другие языки, состоит из языковых кусков, которые состоят, в свою очередь, из нескольких единиц (слов), которые создают некоторое значение или смысл. Например, слово “стул” не имеет никакой ценности, но в выражении “В комнате стоит стул обитый бархатом” слово “стул” получает совсем другой смысл – стул, который в комнате, да еще в бархате.

В обычных описаниях ситуаций, как в ситуации со стулом, если мы разделим слова из этой комбинации, их значения останутся понятными: стул – мебель, которая предназначена для сидения. Все последующие слова также нам ясны: бархат – ткань, комната – место для жилья и т.д.

Бывают также выражения, которые имеют смысл, различный от значений отдельных слов, которые входят в их состав. Такие выражения мы называем фразеологизмами. О них я уже рассказывал. Для примера приведу парочку таких выражений:

To be in love head over heels – влюбиться по уши / сильно влюбиться – тут слова head и heels теряют свои основные значения “голова” и “пятки”.

To speak tongue in the cheek – говорить с иронией – слова “язык” и “щека” также теряют свои первоначальные значения в этом выражении.

Иначе говоря, слова в определенных комбинациях, обусловленных культурной и исторической подоплекой, приобретают новые значения, отличные от значений отдельных слов.

Таким образом, мы видим две оппозиционные группы:
1/ отдельные слова, похожие на части огромного конструктора, которые мы выстраиваем в произвольные фигуры.
2/ и замерзшие и, я бы сказал, “забетонированные в язык” выражения с отдельным смыслом.

На пограничной территории обитают словосочетания, которые обладают характеристиками обоих групп: значения отдельных слов остаются в силе, а в комбинациях смысл немного меняется, но “вкус” или ассоциация с отдельно стоящими словами остается.

Например:
To take off the gloves – принимать более радикальные меры – ассоциация со снятием перчаток – “раз не помогает так, попробуем тогда без перчаток”.
To nose into smb’s business – лезть в делах других – ассоциация с носом – совать нос в чужие дела.

К этой группе пограничных выражений я бы также отнес разговорные обороты, которые звучат “правильно” в данном языке. Например, если вы поедите во Францию и попытаетесь извиниться перед кем-то словами “Je m’excuse!”, что правильно с грамматической точки зрения, француз вас поправит: “Excusez-moi!”. То есть в каждом языке есть много форм выражения, но только одна или, может быть, две являются нормой для носителя языка.

Давайте перейдем к самим выражениям, составляющим костяк этой пограничной зоны:

He made his exit. – Он покинул сцену – как буквально в театре, так и в жизни (умер).
He is able to make you sweat for it. – Он заставит тебя заплатить за это / Он заставит тебя работать до пота.
The noise made him sit up. – Звук заставил его подскочить / Звук заставил его задуматься.
That’s my boy! – Молодец! / Это мой сын!
Make the best of it! – Воспользуйтесь этим! / Разберись с этим сам!
He missed his boat! – Он опоздал на корабль / Он опоздал на свой поезд / Он пропустил сво й шанс – “Его поезд ушел”.
Much he knows about it! – Сколько он знает об этом! / Он ничего не знает вообще!
He is off his base – Он не попал на базу (в бейсболе). / Он говорит не в тему / Он ошибается.

Как видите наши пограничные выражения представляют собой речевые обороты с несколькими значениями. Как всегда, все зависит от контекста.

Понравилось? Оцените тут.

1 комментарий: